Обратный звонок

Бесплатные звонки
из регионов РФ

Ведущий туроператор 

Заявка
на подбор тура

Если вы затрудняетесь
с выбором тура, доверьте
расчет и подбор тура нашим
специалистам!

Достопримечательности Стамбула

Собор Святой Софии

айя София.jpg
Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей. Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил император Константин. Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи. Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявившие себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха, известной также как Кючук Айя-Софья (Küçük Ayasofya), Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии в народе появилось много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!». 

Собор Святой Софии в Константинополе был самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма. Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид. 

Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отличительную грамоту. В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена в Европу. После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней. До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того, каким он был в византийский период. Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати. После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из-под штукатурки византийские фрески. В конце XX – начале XXI века активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.

Галатский мост


галатская башня.jpg
Многие достопримечательности Стамбула называют визитной карточкой города. Одним из таких объектов по праву считается Галатский мост. Он соединяет два берега бухты Золотой Рог. На одном берегу находится район Фатих, а на другом берегу — Бейоглу (Пера) оба эти района очень древние и богаты достопримечательностями. Ориентиром для нахождения Галатского моста является здание Новой мечети. Эти две достопримечательности находятся в непосредственной близости друг от друга, каждая имеет свою уникальную историю. На современных фото Галатский мост туристы могут увидеть уже в четвертом своем воплощении. На самом деле в истории этого объекта имеется целых четыре важных вехи, четыре постройки моста в разных календарных эпохах. Впервые «импровизированный» мост через залив Золотой Рог был возведен в 1453 году при императоре Юстиниане не совсем обычным способом. Случилось это в период попытки захвата Константинополя. Тогда туркам пришлось поставить боевые корабли вплотную, борт к борту, в самом узком месте бухты Золотой Рог (в районе Феодосиевых стен), чтобы по настилам через борта кораблей перевести войска с одно берега на другой. В истории такой способ соединения берегов получил название «наплывной мост». Первая попытка построить настоящий мост через бухту произошла в 1503 году. Султан Баязид II привлек к разработке проекта сразу двух именитых архитекторов – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Но, ни одному из представленных на суд султана проектов не удалось воплотиться в реальность по воле случая. Проект Леонардо да Винчи предусматривал 24-метровой ширины мост, длиной 240 метров. Но в тот период истории грандиозный замысел не суждено было реализовать. 

Лишь в начале XIX века (1836 год) под руководством султана Махмуда II для нужд города был построен понтонный мост, длина которого составляла 540 метров. Он располагался чуть западнее нынешнего Галатского моста. В 1845 году на месте современного моста была возведена деревянная конструкция. Строительством руководила мать султана Абдула-Меджида I, поэтому мост был назван в ее честь «Мост Валиде», проход через который для горожан был платным.

В 1863 году император Наполеон III должен был с дружественным визитом посетить Стамбул, Галатский мост требовалось существенно перестроить, что и произошло под руководством султана Абдула-Азиза. С высоты обновленного моста император Наполеон III вместе со свитой султана обозревали окрестности города, любовались его величием.

Третья реконструкция Галатского моста произошла в 1875 году, но его основа по-прежнему оставалась деревянной. Длину моста немного сократили за счет насыпных сооружений по берегам бухты (до 480 метров). Ширина обновленной конструкции составила 14 метров. Проход по мосту оставался платным.Четвертая и самая основательная конструкция Галатского моста возводилась немецкой фирмой «MAN» в 1912 году. Этому мосту, ширина которого составляла 25 метров, а длина 466 метров, можно было бы простоять не одно столетие, если бы не пожар 1992 года. Тогда опоры моста сильно пострадали, и пришлось их укреплять. Ремонтом занималась целых два года турецкая компания «STFA». Больше мост через бухту Золотой Рог не перестраивался, лишь в 2005 году были проведены работы по укладке рельсов и бетонных шпал для трамвайной линии, которая была отгорожена от пешеходной зоны барьерной оградой. Кстати, современные туристы могут видеть, что трамваи по Галатскому мосту теперь ходят с завидной периодичностью в одну-две минуту, но не доставляют никаких неудобств отдыхающим людям. Туристы сегодня могут легко сориентироваться и узнать местонахождение известной достопримечательности Стамбула — Галатского моста по его оригинальному дизайну. Это двухъярусное сооружение длиной 484 метра, шириной 42 метра. Первый ярус конструкции моста полностью отдан во власть пешеходов. Эта зона отдыха на Галатском мосту буквально усеяна маленькими рыбными ресторанчиками и уютными кафе с видом на бухту.

Многие туристы отмечают, что раздражающим фактором служат «зазывалы», работающие при ресторанах, которые хорошо говорят на русском языке и наперебой громогласно рекламируют блюда в своем ресторане, обещая существенные скидки на обеды. Однако действительность оказывается не такая уж безоблачная, как обещают «зазывалы», цены во многих ресторанных заведениях намного дороже, чем в других районах Стамбула.

Второй ярус Галатского моста предназначен для автомобилей и трамваев. Посредине проложены трамвайные пути, по обеим сторонам которых идет широкое полотно автомагистрали с трехполосным движением. Пешеходы также могут пользоваться вторым ярусом моста, для этого предусмотрены широкие тротуары, где много лавочек для отдыха и торговцев, которые с лотков продают сувениры и всякие вкусности. Кроме того, эта пешеходная зона на втором ярусе принадлежит еще и рыбакам.

Складывается впечатление, что они здесь находятся круглосуточно, и днем и ночью. Туристам не нужно завидовать, глядя на увлеченную рыбалку местных жителей, ведь никто не запрещает присоединиться к увлекательной рыбалке, взяв удочку напрокат здесь же, на мосту. Кстати, многие местные жители и туристы поднимаются на второй ярус, чтобы полакомиться горячими бутербродами с жареной рыбой (балык-экмек). Эта закуска необыкновенно вкусная, приправлена острыми специями, стоимость одной булки с рыбой составляет около 3 долларов. Здесь же можно купить питьевую воду в бутылках у разносчиков воды. Вид с моста открывается потрясающий, а колорита добавляют чайки, которые грациозно парят над волнами бухты.

Галатский мост в Стамбуле имеет важную функцию, соединяя два старинных квартала города – Каракёй (являющийся частью семта (района) Бейоглу) и Эминёню (являющийся частью семта (района) Фатих). Помимо транспортной артерии и прогулочной зоны на мосту предусмотрен подъемный механизм, чтобы большие корабли беспрепятственно проплывали в бухту Золотой Рог.

Дворец Долмабахче

Dolmabahce.jpg
Туристы, приезжающие в Стамбул, восхищаются красотой и величественностью дворца Долмабахче, который расположен в округе Бешикташ в Европейской части Стамбула. Этот дворец называют самым «нетурецким» в городе, хотя он и являлся основной султанской резиденций и пришел на смену знаменитому дворцу Топкапы. Такое мнение сложилось потому, что дворец Долмабахче по архитектурному дизайну напоминает роскошные дворцы европейских монархов. Но, при этом, он имеет свою неповторимую восточную пышность и помпезность. Стиль барокко в дизайне дворца приобрел дерзкий, по-восточному вызывающий характер. Каждый экскурсант может убедиться лично, что дворец Долмабахче является самым роскошным из всех «султанских достопримечательностей» на берегах Босфора. Официальное название на турецком языке: Dolmabahçe Sarayı. Замысел построить величественный дворец, который стал бы символом расцвета Османской империи, принадлежал султану Абдул-Меджиду I. Это был 31-й правитель империи. После поездки в Европу, султан решил возвести в Стамбуле грандиозный дворец, который бы по пышности убранства превзошел все королевские постройки того времени в европейских столицах. Этот замысел султану, пожалуй, удался.

Правда, в покоях роскошного дворца Абдул-Меджид I царствовал недолго, скончавшись от туберкулеза в сравнительно молодом возрасте – в 38 лет. В память о себе этот правитель оставил не только 14 детей, но и впечатляющий исторический памятник, которым гордятся потомки Османской империи. Первый президент Турции, Мустафа Кемаль Ататюрк, сделал дворец Долмабахче в Стамбуле своей официальной резиденцией. Пышное здание и сегодня считается памятником реформаторства, грандиозным музейным экспонатом, который народ Турции бережно хранит, которым гордится и восхищается.

Если рассматривать постройку дворца Долмабахче с исторической точки зрения, то это настоящее соперничество восточного и европейского богатства, честолюбия и роскоши. Некоторые историки склонны думать, что Абдул-Меджид I тяготился «тяжеловесным» и «мрачноватым» архитектурным наследством своих предшественников на султанском троне. По своему характеру он был реформатором, желал привнести в культуру своей страны «европейскую легкость».

Поэтому и созрел в его голове замысел с постройкой дворца Долмабахче. Это был вовсе не каприз, не сиюминутная прихоть султана, желающего превзойти по уровню архитектурной роскоши европейских монархов. Это даже не была дань моде, но возможность внести новые веяния в архитектуру красивого города Стамбула. Это была попытка украсить живописный берег Босфора новой архитектурной диковиной. И эта попытка султану удалась! Дворец Долмабахче в Стамбуле, фото которого красуются на всех видовых туристических путеводителях мира, служит тому подтверждением. Под руководством известного армянского архитектора Бальяна в 1842 году началась постройка дворца. Работы затянулись на 11 лет, ведь для проекта выбиралось все самое лучшее — начиная от строительных материалов, и заканчивая интерьерными украшениями. Для дворца было выбрано самое живописное место на берегу Босфора. Только для украшения султанских вензелей и виньеток было привезено более 14 тонн золота. Кстати, европейские правители охотно поддержали идею султана Абдул-Меджида I со строительством дворца-резиденции и даже стали передавать различные богатые подарки в качестве интерьерных украшений. Например, английская королева Виктория подарила султану роскошную люстру, на выполнение которой было потрачено более пяти тонн дорого богемского стекла. Эта люстра и по сей день украшает купол парадного зала дворца. Практически все преемники султана Абдул-Меджида I во время своих правлений соглашались на размещение резиденции во дворце Долмабахче, за исключением одного султана, который построил собственную резиденцию Йылдыз («Звезда»). Последним владельцем пышно убранных залов дворца стал первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, который здесь и скончался в 1938 году. После этого события дворцовые покои и залы, сады и бывшие помещения гарема стали музейными экспонатами. А ложе, на котором скончался Ататюрк, является одной из главных достопримечательностей дворца Долмабахче в Стамбуле. Не все залы дворца в наши дни открыты для осмотра туристов, так как дворец Долмабахче с 2007 года вновь является официальной резиденцией премьер-министра страны, где проводятся наиболее важные междунардные встречи и переговоры с главами других государств. Однако во многие помещения доступ открыт в составе экскурсионных групп. Дворцовый комплекс, вольготно раскинувшийся на территории в 45 тысяч квадратных метров, поражает своим величием и великолепием. Здесь есть на что посмотреть, и есть чем восхититься внутри дворца и вокруг его стен.

Дворец Топкапы

топкапи палас.jpg (Topkapi Sarayi) главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает дословно «пушечные ворота». В турецких публикациях на русском часто также принято написание названия этого дворца как Топкапи. Дворец расположен на мысе стрелки Босфора и Золотого Рога в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с Собором Святой Софии. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м. 5 апреля 1453 г. турки начали осаду Константинополя, который был неприступной крепостью. Против колоссальной турецкой армии, состоявшей из примерно 160 тыс. человек, император Константин XI Драгаш смог выставить едва лишь 7,5 тыс. солдат, из которых по крайней мере треть составляли иностранцы; византийцы, враждебно относившиеся к церковной унии, заключённой их императором, не испытывали желания воевать. Константин XI (XII) Палеолог (8 февраля 1405 — 29 мая 1453, Константинополь) — последний византийский император правивший в (1449—1453). Погиб во время захвата Константинополя турками.

Константин был сыном Мануила II, восьмым из десяти детей Мануила II и Елены Драгаш, дочери сербского князя Костантина Драгаша. По византийской традиции, позволявшей принимать фамилию по материнской линии, в случае если она достаточно престижна, Константин предпочитал называться фамилией матери — Драгаш. Большую часть детства он провёл в Константинополе, под наблюдением своих родителей. В период отлучки своего старшего брата в Италию Константин был правителем Константинополя с 1437 по 1439.

Несмотря на мощь турецкой артиллерии, первый приступ 18 апреля был отбит. Мехмеду II удалось провести свой флот в бухту Золотой Рог и таким образом поставить под угрозу другой участок укреплений. Несмотря на это, штурм 7 мая опять не удался. Однако в городском валу на подступах к воротам св. Романа была пробита брешь. В ночь с 28 мая на 29 мая 1453 началась последняя атака. Дважды турки были отбиты; тогда Мехмед II бросил на штурм янычар. В то же время генуэзец Джустиниани Лонго, бывший вместе с императором душой обороны, получил серьёзное ранение и оказался вынужден покинуть свой пост. Это дезорганизовало защиту, однако император продолжал доблестно сражаться. Часть вражеского войска, овладев подземным ходом из крепости — так называемой Ксилопортой напала на защитников с тыла. Сражение было проиграно и Константин Драгаш погиб в бою. Турки овладели городом, около 60 тыс. человек было взято в плен. Византийская империя пала.

30 мая 1453 года, в восемь часов утра, Мехмед II торжественно вступил в столицу и приказал переделать центральный собор города — собор Софии в мечеть. В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон». После того как Мехмед Завоеватель приказал (в 1475—1478 гг.) соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец — дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» оказался на периферии этого нового дворца, но, тем не менее, стал считаться самой старой его частью. При этом первые 50 лет существования Топкапы сохранялась ситуация, когда султанский дворец был фактически лишь рабочей резиденцией султанов, как это было и во время существования дворца Баязид. «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса Топкапы. Только позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем.

В последующие века (до 1854 года) дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили 25 султанов). В 1854 султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию — Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем.

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов, окруженных стеной и разделённых между собой. Главные ворота Ворота Повелителя или Бабы Хюмаюн ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения. За «Воротами Приветствия» или Баб-ус-селям, во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна. Проходом в третий двор служат Ворота Блаженства или Баб-ус-саадет . Здесь располагались гарем и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров. В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения. В настоящее время дворец Топкапы является одним из известнейших музеев мира. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц — это только десятая часть коллекции музея Топкапы.

Девичья башня

1146798_10152901449772008_4348955147750164021_o.jpg Кыз Кулеси (Kız Kulesi), она же Девичья башня (известна также как Леандрова башня) – это одна из знаменитейших достопримечательностей Стамбула. Один из самых известных его символов сейчас. Ее изображения можно увидеть на магнитах, кружках, открытках и еще на +100500 разных сувенирах, которые можно купить, практически в любой точке города. Самая ранняя из достоверной информации о башне датируется 400 годами до нашей эры, когда Афины вели войну со Спартой. В то время, Византий занимал сторону спартанцев. Современная азиатская часть Стамбула, таким образом, принадлежала Афинам, а европейская часть Стамбула– Спарте. Победа в войне досталась Афинам и перед ними стал вопрос защиты пролива, а также – вопрос сбора дани за проход кораблей, в частности, персидских. Для этого, на каменистом островке в Босфоре, недалеко от современного района Юскюдар (Üsküdar) была построена небольшая крепость и ряд административных зданий. До 1453 года островок и его постройки использовались в различных целях. После захвата города османами там решено было построить маяк, обращенный к Мраморному морю. Не раз башня горела, так как была сделана из дерева до 1720 годов, когда ее возвели из камня. За множество лет башня служила и тюрьмой и изолятором при вспышках холеры и различным хозяйственным нуждам города, таким как, например праздничный салют, который давали именно оттуда. В 1857 году башня была снова переоборудована в маяк. Во время Второй Мировой войны башню полностью отремонтировали и восстановили ее исторический вид по образцу 19 века. Затем в течении 20 века она переходила в подчинение то военных, то моряков, а в самом конце века там был организован ресторан.

Интересно то, что с 1992 года в течении небольшого времени Девичья башня в Стамбуле была центром культурной жизни, в котором проводились концерты и выставки. Ее даже называли тогда «республикой поэзии». Но длилось это не долго.

В 1999 году был проведен ремонт, открыт ресторан, смотровая площадка, кафе и организованы регулярные рейсы от причалов в районах Кабаташ (Kabataş) и Ускюдар (Üsküdar).

Змеиная колонна

змеиная колонна.jpg
Изначально Змеиная колонна была как колонна под золотым посвятительным треножником Аполлона. Это древнейший памятник в Стамбуле. Император Константин Великий в 326 г. приказал доставить колонну в Грецию из дельфийского святилища Аполлона. В 479 году 26 сентября до нашей эры, в крупнейшей битве при Платеях (Беотия, Греция) греки победили персов. И эта колонна стала символизировать победу греческих государств над персами. На этой колонне перечисляются все греческие города, принимавшие участие в сражении города Платея.

Вся оригинальная композиция была высотой примерно восемь с половиной метров в виде трех змей, которые переплетались в жгут. Головы данных змей расходились в разные стороны на вершине под углом сто двадцать градусов. Эта прекрасная композиция была увенчана золотой чашей, а змеи выливались из деталей щитов тех персов, что пали в битве, и выполнена была эта чаша в технике «сфирелатос».

Очень долго ходили слухи, что большая часть этой колонны погребена под землей, а вазу с нее сняли крестоносцы, они же захватили и разграбили Константинополь в 1204 году.

За все время своего существования колонна очень изменилась, и достаточно прилично пережила. Чашу потеряли, или украли в античности, но головы всех трех змей «прожили» очень долго. Если верить историкам, снесли их в 1700 году. Но, невзирая на изменения, которые перенесла эта конструкция, колонна и по сей день имеет свою оригинальность и является самой знаменитой. Она представляет необычный интерес для туристов среди всех достопримечательностей в Турции

Мечеть Михримах Султан

мечеть михримах.jpg
Мечеть Михримах Султан - символ неразделенной любви талантливого архитектора.
Мечеть Михримах в Стамбуле по своему уникальна. Она была построена по приказу любимой дочери султана Сулеймана Великолепного – Михримах. Поклонницы костюмированной драмы «Великолепный век» имеют представление, кем являлась красавица Михримах. Это была дочь «той самой» Хюррем, самой умной и самой красивой жены в гареме султана Сулеймана. Туристы с удовольствием посещают мечеть Михримах Султан, ведь всегда интересно увидеть, как выглядит «женская мечеть» и чем ее дизайн отличается от других мечетей Стамбула. У этого исторического объекта города очень интересная романтическая история. Мечеть была построена по проекту известного архитектора Мимара Синана, безнадежно влюбленного в красавицу Михримах.Мечеть Искеле Джами находится в историческом центре нынешнего Стамбула, в живописном районе Ускюдар, где много достопримечательностей, заслуживающих внимания туристов.Многие гости Стамбула считают, что дизайн Мечети Михримах напоминает стройную женщину в пышных юбках, стелющихся по земле. Такова и была задумка архитектора, передать в этой постройке всю юную красоту любимой дочери султана.Согласно старинной легенде, 21 марта в день весеннего равноденствия, во время того как солнце садится за минаретом мечети Михримах в Эдирнекапы, луна появляется как раз между двумя минаретами мечети Михримах в Ускюдаре. Вот такой вот подарок сделал своей возлюбленной великий архитектор своего времени Мимар Синан. В переводе с персидского языка имя Михримах звучит, как «Солнце и Луна» (Михрю Мах). Существует легенда, что любимую дочь султана Сулеймана назвали столь необычным именем, потому что она родилась, когда на небе заходила луна, и одновременно вставало солнце, предвещая рассвет дня.

Мечеть Сулеймание

мечеть сулеймание.jpg
Эта мечеть — один из символов апогея расцвета османской империи и один из наиболее выдающихся шедевров самого известного зодчего Стамбула — Синана. Этот огромный комплекс, построенный в 1557 году без каких-либо кранов, бульдозеров, компьютерного моделирования и современных строительных материалов, поражает не только архитектурными формами и элементами, но и применением технологий, которые позволили пережить за 450 лет 89 (!!!) серьезных землетрясений силой более 7 баллов по шкале Рихтера. Сама мечеть находится в старой части города, в районе Вефа (часть района Фатих). Фактически, это огромный комплекс, состоящий из непосредственно мечети с четырьмя минаретами, зданий бань, медресе (учебных заведений), кухонь, библиотек и обсерватории. Размеры всего комплекса сопоставимы по размерам с современным городским кварталом. Высота купола мечети — 53 метра, диаметр — 26,5 метров, что превосходит по высоте, но уступает по ширине византийскому храму Святой Софии, расположенному в нескольких километрах от Сулеймание. Несмотря на то, что это самая большая мечеть Стамбула, по своему значению она считается второй после мечети Султана Ахмета. Синан строил мечеть Сулеймание по приказу 10-го османского падишаха султана Сулеймана Законодателя, царствовавшего между 1520—1566 гг. Строительство мечети, начатое в 1550 г, было завершено в 1557 году. В период царствования Султана Сулеймана Законодателя, османская империя переживала свой расцвет и достигла того апогея, которого достигла византийская империя в годы Юстиниана. Интересно, что строительство этой мечети Султан Сулейман Законодатель начал лишь к 30-летию своего восшествия на престол. По планировке мечеть в значительной степени напоминает Айя-Софию, сооружённую в значительно монументальной и пышной манере. Ровно через 1 000 лет, Айя-София служила Синану архитектурной моделью для мечети, построенной в честь другого Сулеймана, султана Сулеймана Законодателя.

Интересно, что оба храма, между которыми пропасть в 10 веков, объединяет то, что они были построены на пике могущества, богатства и просвещения двух разных империй — византийской и османской.

Передний двор, расположенный в западной части мечети имеет 3 входа. Двор опоясан 24 мраморными колоннами (10 колонн из белого, 12 из розового, 2 из порфира). Портик галереи украшают 28 куполов. В центре переднего двора четырёхугольное мраморное строение напоминает Священную Каабу.

Огромный купол мечети поддерживается четырьмя широкими пилястрами с востока и запада. С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые двумя колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из Люблянского храма Зевса (Баалбек), вторая из Александрии, третья из Стамбульской мечети, расположенной недалеко от Сулеймание, четвертая колонна — из окрестностей дворца Топкапы. Предполагается, что колонны символизируют четырех исламских халифов. На здании мечети имеются четыре минарета с 10 «шерефе» (балкончиками на минарете). Четыре минарета, построенные Синаном, указывают на четырех падишахов (после завоевания Султана Сулеймана Законодателя), а 10 балкончиков на минарете на 10 султанов оттоманской империи. Другое предание об этих известных минаретах — это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях (изумруд, рубин, бриллиант), которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов. Стены мечети украшают изникские керамические плиты, которые изобилуют художественными элементами и резьбой: Сегодня мечеть может вместить под своим огромным куполом одновременно более 5 000 верующих, она открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.30. Кроме времени молитвы! Если вы пришли не помолиться, а как турист, входить нужно не через главный вход, а через боковой, о чем указывает специальная табличка. Во время молитвы вход не мусульманам запрещен.

Миниатюрк

Miniaturk.png
Миниатюрк — парк миниатюр в Стамбуле

Миниатюрк — это парк миниатюр в Стамбуле под открытым небом. Как за несколько часов увидеть основные достопримечательности Турции, подышать свежим воздухом, вкусно пообедать, совершить виртуальный полет на вертолете над Стамбулом и погонять на картинге? Невозможно, скажете вы. Можно! Миниатюрк поможет вам в этом. Миниатюрк (турецкое название — Miniatürk) — это музей под открытым небом в центре Стамбула. В нем представлены миниатюры основных достопримечательности Турции (и территорий бывшей Османской империи). Также, парк приятно дополнен различными инфраструктурными полезностями, которые делают его отличным решением для семейного отдыха выходного дня. Парк Миниатюрк был открыт 2 мая 2003 года в районе Сютлюдже (Sütlüce) в Европейской части города на самом берегу залива Золотой рог (Haliç). Фактически, он возродил старый трущобный район Стамбула и придал ему новую жизнь. На открытии этого масштабного проекта присутствовал премьер министр Турции Реджеп Таип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan).
  • общая площадь более 60.000 квадратных метров (это больше 15 футбольных полей);
  • площадь сооружений миниатюр — более 15.000 (самая большая в мире);
  • 120 миниатюр в размере 1/25 (57 представляют Стамбул, 51 — Анатолийскую Турцию, 12 — из бывших территорий Османской империи) + их количество растет с каждым годом;
  • копии достопримечательностей разных эпох от античности до современности, как существующих в настоящее время, так и давно утраченных.

Румели Хисары

румели хисары.jpg
Румели Хисары (Румелихисар) — крепость на Босфоре

Румелихисар (Rumeli Hisarı тур. Румейская крепость) в Стамбуле – это крепость в Европейской части Стамбула, сыгравшая важную роль при осаде Константинополя. В средние века такие крепости считались стратегическими объектами, которые строились не для «красоты и величия», а ради оборонных и блокадных целей. Ярким примером тому служит крепость Румели Хисары на Босфоре. Возведение было необходимо, чтобы подготовиться к штурму Константинополя, надежно отрезав город от Черного моря. Место строительства было выбрано не случайно в самом узком перешейке Босфорского пролива, севернее района Бебек, почти напротив другой крепости Анадолу Хисары, расположенной в Азиатской части Стамбула, которая была возведена в 1390 году султаном Баязидом «Великим». Эти две знаменитые крепости Стамбула сыграли свою решающую роль в захвате Константинополя османами в 1453 году. Из исторических документов удалось выяснить, что строительный лес для цитадели привозили из районов Эрегли и Измит, а камни для стен из каменоломен Анатолии. Непосредственно фортификационное сооружение состоит из трех больших круглых башен и еще 13 маленьких башенок, которые соединены между собой единой оградой из толстых неприступных стен. В каждой из больших башен имеются ворота (по три на каждую башню). Кроме того, ранее у южной башни существовали еще и секретные ворота, через которые во время осады предусматривалось завозить продукты и вооружение. Внутри этих стен, на нижних этажах башен, размещались деревянные помещения под казармы янычар. Рядом с казарменными постройками туристы могут видеть остатки стен мечети, которая была разрушена во время землетрясения, и от которой теперь остался лишь минарет. Под мечетью находится водохранилище, обеспечивающее водой весь гарнизон. Водохранилище до сих пор питает источник.

Стены башен не имеют ограждений, ступени очень высокие, часть из них осыпается после многовековых погодных разрушений. Между ступенями на разной высоте устроены небольшие площадки-пролеты, где можно остановиться отдохнуть и насладиться пейзажными видами окрестностей. Малые наблюдательные башни (бурч) соединены между собой дополнительными стенами, высота которых меньше основных стен вокруг цитадели. Большие башни (куле) имеют разную высоту. Ранее большие башни были покрыты деревянными коническими крышами, но на сегодняшний день они утрачены полностью.

Главная северная башня Саруджи-паши возвышается на 33 метра над уровнем моря и имеет 9 ступенчатых ярусов. Диаметр этой башни составляет 23 метра при толщине стен в 7 метров. Башня Заганос-паши имеет высоту 57 метров над уровнем моря, но она уступает главной башне крепости своим диаметром и толщиной стен. Самая небольшая из трех крупных фортификационных башен – это башня Халил-паши. Внешние стены крепости, опоясывающие башни, в самом длинном промежутке имеют длину более 150 метров, а вся площадь сооружения составляет около 30 тысяч квадратных метров. На каменных скамейках амфитеатра в туристический сезон очень многолюдно, здесь любят отдыхать усталые путешественники.

На территории крепости с 1960 года открыт для посещения Музей Артиллерии, который является «музеем под открытым небом» и входит в комплекс музея Румелихисар.

Церковь Святой Ирины

церковь святой ирины.jpg
Одной из самых древних сохранившихся церквей в Стамбуле считается Церковь Святой Ирины. Ее строительство, согласно оценкам историков, посвящалось «Святому миру». Туристы, приезжающие осматривать Дворец Топкапы в Стамбуле, обязательно оказываются у ворот этой старинной церкви, расположенной в районе Султанахмет, который считается историческим центром Стамбула. Церковь Святой Ирины имеет несколько названий, самыми распространенными являются – «Церковь Святого Мира» и «Айя-Ирина» (Aya İrine) — турецкий вариант Святой Ирины. Дизайн церкви представляет собой форму креста, внутренние убранства базилики украшены оригинальной мозаикой. В центре главного зала находится саркофаг с останками императора Константина. Этот император заставил своих подданных принять обряд христианства, не пожалев огромных по тем временам средств, чтобы возвести удивительно красивый храм Святого Мира. Даже на фоне многочисленных достопримечательностей Стамбула Церковь Святой Ирины, с ее относительно небольшими размерами, является уникальным памятником древности. Церковь Святой Ирины в Стамбуле, опять же, по мнению компетентных историков, гораздо древнее Собора Святой Софии –пожалуй, основной гордости Турции. Однако эти два храма, как две сестры, заботливо окружают Султанский дворец Топкапы с двух сторон, находясь в нескольких десятках метрах друг от друга. Считается, что Айя-Ирина была построена на руинах более древнего храма Афродиты по приказу императора Константина в начале IV века. До постройки Святой Софии, именно храм Святой Ирины в Константинополе являлся главным храмовым комплексом города, здесь размещалась главная резиденция Константинопольской патриархии (которая сейчас находится в зданиях патриархата в Фенере).

Здесь же постоянно проводились самые важные форумы и даже заседание Второго Вселенского Собора (Первого Константинопольского) в 381 году. На заседании Собора под руководством императора Феодосия I окончательно утвердили главы апостольского учения о таинствах происхождения Святого Духа от Отца, тем самым подтвердив равенство Святого Духа с божествами Святой Троицы. Базилика Святой Ирины, как «Феникс из пепла», несколько раз возрождалась и отстраивалась после разрушений и пожаров. Первый раз церковь была специально подожжена во время религиозных разногласий, вошедших в историю под названием «Восстание Ника». Ее возрождением в былом величии занимался император Юстиниан в 532 году. Второй раз церковь была разрушена силами природы, из-за сильного землетрясения в 740 году. К сожалению, большая часть прекрасных фигурных мозаик была безвозвратно потеряна для потомков.

В современном интерьере нынешней церкви Святой Ирины сохранилась лишь часть мозаик. Но в этой стамбульской базилике, единственной в городе, сохранился атриум со времен императора Константина – высокий проход при главном входе в храм.

С 1453 года Церковь Святой Ирины в Константинополе использовалась османами в качестве мечети. Нужно отметить, что при Османской Империи такой участи подверглись все церкви города, которые переоборудовали в мечети. Если быть точными до конца, то следует упомянуть, что некоторые историки опровергают факт использования Церкви Святой Ирины в качестве османской мечети. Эта часть ученых умов считает, что захватчики города использовали храмовый комплекс для хранения оружейных запасов. В 1869 году Церковь Святая Ирина была передана в пользование Археологическому музею. Позже в стенах базилики располагался Императорский музей и Военный музей. В настоящее время старинное здание является не просто украшением города, а служит настоящим Храмом Искусства. Здесь находится концертный зал, где проводятся музыкальные фестивали международного уровня, благодаря отличной акустике во внутренних залах базилики. Туристы отмечают, что даже шепот в залах храма слышен повсюду, поэтому экскурсоводы просят вести себя тише при осмотре этой достопримечательности. В наши дни туристы могут увидеть Храм Святой Ирины в несколько измененном виде, в отличии от того дизайна, которую церковь имела во времена своей первоначальной постройки. Базилика представляет собой двухкупольное сооружение, опирающееся на огромные кирпичные столбы-опоры. Складывается впечатление, что эти столбы служат подпорками древней церкви, помогают ей не разрушиться под тяжестью массивных куполов. Для проведения литургии в центральном помещении церкви оборудован алтарный выступ с пятью рядами сидений для представителей духовенства. Самая главная реликвия церкви, мозаичный крест, украшает свод этого полукруглого аспида (алтарного выступа). Задняя часть церкви переходит во внутренний дворик, в помещениях которого хранятся саркофаги византийских императоров, выполненные из порфира. Последняя реставрация здания храма проводилась в 2010 году.

Мечеть Хюррем

Islamicsaver___Free_Various_Mosque_screensaver-98031.jpg Мечеть Хюррем

После просмотра популярного сериала «Великолепный век» все больше российских туристов при поездке в Стамбул стремятся побывать на экскурсии в мечети Хюррем Султан, которая находится в Европейской части города. Мечеть была возведена султаном Сулейманом в знак любви к красавице-наложнице Роксолане. Этот объект был построен в живописном месте Стамбула. Тогда еще город являлся столицей великой Османской империи. В сериале «Великолепный век» как раз идет речь о событиях, связанных с возведением мечети Хюррем, построенной в честь любимой жены султана. Турецкое название Haseki Hürrem Sultan Cami. Мечеть Хюррем Султан, фото которой сегодня можно увидеть на первых страницах в путеводителях по достопримечательностям Турции, была действительно построена султаном Сулейманом для своей жены – Хюррем (Роксоланы). Это была первая в истории Турции наложница в султанском гареме, которая смогла стать не просто законной женой, но и получила небывалую власть и влияние на султана. Отуманенный любовью к этой умной и красивой женщине султан нарушил все условленные традиции, складывающиеся веками. Часто к названию этого исторического объекта Турции добавляют слово «хасеки», что означает в буквальном переводе с турецкого «любимая женщина из гарема султана» — Мечеть Хасеки Хюррем Султан.

Молодая наложница, воспользовавшись небывалой милостью своего мужа-господина, создала собственный фонд и после завершения строительства мечети уже от своего имени начала возведение благотворительного комплекса, который по грандиозности задумки не должен был уступать великим мечетям Сулеймание и Фатих. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что по масштабам комплекс получился немного меньше названных мечетей. Но грандиозность выполненного Роксоланой (Хюррем) плана заключался в том, что она могла самостоятельно отдавать приказания строить благотворительные заведения прямо в столице Османской империи. Остальные официальные жены и матери старших сыновей султана могли себе позволить лишь строить небольшие мечети в провинциях империи, где наследники султана становились наместниками после своего совершеннолетия. Еще одним примечательным фактом истории возведения благотворительного комплекса при Мечети Хюррем является то, что Хасеки спланировала строительство на месте бывшего женского невольничьего рынка, где ее продали в гарем, как наложницу. Этим строительством она «стерла» воспоминание о своем унижении. Ранее этот район назывался «Аврат Пазары» («Женский рынок»), по завершению строительства район стал именоваться «Хасеки». Это название сохранилось до наших дней, как напоминание о величии красавицы Роксоланы.

Мечеть считается грандиозным сооружением Стамбула, она уступает в размерах параметрам ширины лишь собору «Айя-София». Мечеть может вместить около 5 000 молящихся верующих одновременно. Здание мечети, построенной Хюррем имеет четыре минарета, общее число красивых арочных окон – 136. В целом весь комплекс мечети с «подсобными» помещениями (обсерваторией, библиотекой, баней, кухней и т.д.) похож на целый квартал или обособленный район города. Здесь даже имеется небольшое кладбище-мавзолей, где похоронены султан Сулейман Великолепный и его самая любимая наложница-жена славянского происхождения Хюррем-Роксолана. За свою прекрасную улыбку красавица жена получила от султана имя Хюррем, что в переводе с турецкого означает «смеющаяся, доставляющая радость».

Мавзолей с захоронениями супругов туристам следует искать с левой стороны от мечети Хюррем. Здание мечети имеет восьмиугольную форму, в котором по традиции размещается два ряда окон. Нижний оконный ряд имеет прямоугольную форму, а верхний ряд выполнен в виде арочной заостренной формы, в лучших традициях архитектуры времен Османской империи. Камни мавзолея отлично подогнаны друг под друга, швы кладки практически незаметны.

Мечеть Хюррем султан, видео внешней архитектуры и внутреннего дизайна которой можно увидеть на официальном сайте исторических достопримечательностей Турции, выгодно отличается своей изысканностью и изяществом от других памятников культуры этой страны. Туристам рекомендуется особое внимание уделить цветным изразцам плиток из фарфора, которыми украшены стены мечети до второго ряда окон. На отдельных плитках начертаны стихи, в строках которых прославляется любовь к красавице-султанше. Цветные мотивы плиток выполнены в традиционных бирюзовых и темно-синих тонах. Гробница-мавзолей также украшена плиточными изразцами, но в узор добавлены черные траурные оттенки. Возле саркофага с гробом Хюррем Султан находятся гробы ее сына и дочери сестры султана.